Список студентов, прошедших обучения по модулю "Теневая экономика"

  1. Беляев Ярослав Сергеевич
  2. Боброва Карина Дмитр.
  3. Быкова Анастасия Вадим.
  4. Власова Анна Андреевна
  5. Ворвянская Ангел. Конст.
  6. Гаспарян Мери Арсенов.
  7. Губарева Мария Сергеев.
  8. Данилова Анна Ивановна
  9. Двирник Илья Сергеевич
  10. Дорогина Екат. Алексеев.
  11. Егунов Николай Евген.
  12. Елисеева Анастас. Витал.
  13. Зеленская Юлия Владим.
  14. Карпунина Дарья Серг.
  15. Колтаков Никита Олег.
  16. Косарев Максим Эдуард.
  17. Кузнецова Софья Ал-сеев.
  18. Кузовкин Павел Ал-сандр
  19. Кутепова Татьяна Евг.
  20. Макарова Ангелина Андр.
  21. Макеев Александр Павл.
  22. Миляев Илья Вячеслав.
  23. Митина Татьяна Евген.
  24. Пастухова Мария Серг.
  25. Подгорная Алла Алексеев
  26. Савицкая Виолетта Серг.
  27. Соболев Иван Александр.
  28. Стародубцева Ирина Игор
  29. Черничкина Виктор. Серг.
  30. Шихатов Никита Владим.
  31. Шумских Вадим Александрович
  32. Андриевская Арина Геннадьевна
  33. Астафьева Яна Олеговна
  34. Бабкина Анастасия Михайловна
  35. Васильева Софья Олеговна
  36. Волобуева Татьяна Андреевна
  37. Горбунова Кристина Александровна
  38. Дворников Артем Станиславович
  39. Дехтерева Ангелина Дмитриевна
  40. Желепа Ангелина Сергеевна
  41. Коваленко Андрей Михайлович
  42. Корчагина Екатерина Александровна
  43. Костина Полина Дмитриевна
  44. Макарова Ольга Владиславовна
  45. Мордовина Юлия Сергеевна
  46. Мосина Светлана Витальевна
  47. Мухамеджанова Анастасия Наильевна
  48. Подгорная Алла Алексеевна
  49. Резанова Анастасия Михайловна
  50. Рыгина Мария Олеговна
  51. Рябченко Олеся Романовна
  52. Седунова Анастасия Романовна
  53. Сигарев Александр Анатольевич
  54. Скиба Никита Сергеевич
  55. Требунских Дмитрий Александрович
  56. Чурсанова Александра Александровна
  57. Швецов Артем Алексеевич
  58. Юров Максим Евгеньевич
  59. Анджани Мария Тересия Путри
  60. Агбалян Александра Агароновна
  61. Бокарева Анастасия Александровна
  62. Бондарь Анна Яковлевна
  63. Вишнякова Екатерина Владимировна
  64. Воробьёва Екатерина Александровна
  65. Гоголаури Дмитрий Георгиевич
  66. Григорьева Виктория Сергеевна
  67. Дедяев Антон Олегович
  68. Дмитриев Сергей Александрович (восст.)
  69. Жерноклеев Глеб Витальевич
  70. Зацепина Алина Владимировна
  71. Карпов Антон Валерьевич
  72. Костенко Надежда Дмитриевна
  73. Максимова Наталия Сергеевна
  74. Малышев Глеб Сергеевич
  75. Попова Дарья Юрьевна
  76. Попова Арина Валерьевна
  77. Радионов Никита Сергеевич
  78. Рябинина Екатерина Алексеевна
  79. Семенихина Алина Витальевна
  80. Сидоренко Никита Сергеевич
  81. Симахина Юлия Александровна
  82. Талдыкин Матвей Александрович
  83. Трофимчук Людмила Андреевна
  84. Турищев Владислав Геннадьевич
  85. Устимов Олег Владимирович
  86. Федотова Ксения Александровна
  87. Чуев Антон Юрьевич
  88. Швецова Мария Игоревна
  89. Авоева Валерия Валериевна
  90. Ахмат Ибрахим Сафья
  91. Волкова Дарья Тимуровна
  92. Воробьева Евгения Владимировна
  93. Гладышева Валерия Александровна
  94. Дармограева Раиса Сергеевна
  95. Дорошева Анастасия Валерьевна
  96. Забайрачная Екатерина Викторовна
  97. Карпова Влада Игоревна
  98. Корденкова Юлия Николаевна
  99. Кудрявцева Екатерина Максимовна
  100. Куцов Артём Владимирович
  101. Панова Виктория Николаевна
  102. Полуэктова Ольга Алексеевна
  103. Попова София Валерьевна
  104. Протасенко Марина Владимировна
  105. Пугина Эвелина Эдуардовна
  106. Пукалова Мария Александровна
  107. Самцова Евгения Сергеевна
  108. Смеянова Карина Юрьевна
  109. Соломенцев Александр Валерьевич
  110. Феделеш Алиса Владимировна
  111. Федоров Владислав Вячеславович
  112. Хохлова Екатерина Юрьевна
  113. Чухлебова Дарья
  114. Шубовская Лилия ВладимировнаЮдина Надежда Юрьевна
  115. Юракова Анна Павловна
  116. Арзиманов Альберт Робертович
  117. Атапин Евгений Александрович
  118. Бортникова Евгения Александровна
  119. Дедюрина Елена Олеговна
  120. Дроздова Ксения Олеговна
  121. Еськов Александр Юрьевич
  122. Жилина Марина Александровна
  123. Жукова Лариса Сергеевна
  124. Курбатова Анна Олеговна
  125. Капранчикова Екатерина Александровна
  126. Сизинцева Людмила Алексеевна
  127. Колодейчук Андрей Александрович
  128. Кононихина Полина Сергеевна
  129. Которов Андрей Борисович
  130. Краснов Иван Николаевич
  131. Латышева Ольга Сергеевна
  132. Макарова Мария Владиславовна
  133. Маликова Надежда Викторовна
  134. Миронова Ксения Андреевна
  135. Михайлова Милада Александровна
  136. Намо Мохаммад
  137. Пархоменко Валерия Евгеньевна
  138. Петров Кирилл Алексеевич
  139. Плеханова Илана Романовна
  140. Попов Антон Андреевич
  141. Протасова Анна Юрьевна
  142. Семенов Станислав Дмитриевич
  143. Скрынникова Ольга Олеговна
  144. Стукалов Артем Витальевич
  145. Шестакова Наталья Олеговна
  146. Шульженко Ксения Витальевна
  147. Дюрозьер Нирслин

Методический материал

Определение теневой экономики

Комплексный, институциональный подход к феномену  теневой экономики , используемый в данном учебном курсе,  подразумевает ее следующее определение: Теневая экономика - это объективно существующая и постоянно воспроизводящаяся подсистему рыночного хозяйства, в которой хозяйствующие субъекты стремятся добиться максимальной экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции, т.е. по своей личной инициативе или под воздействием внешних ( объективных или субъективных) обстоятельств прибегают к действиям, противоречащим как формальному праву (законам), так и неформальным правилам игры между бизнесом и властью, а также деловой этике, морально-нравственным нормам, ценностям и традициям общества.

Обобщая основные теоретические положения, которые в совокупности формируют данное определение теневой экономики и раскрывают ее социально-экономическое содержание, можно сделать следующие выводы:

  1. Теневая экономика объективно существующая и постоянно воспроизводящаяся подсистема рыночного хозяйства.Элементы теневой экономики возникли с появлением товарно-денежных отношений, т.е. с переходом от натурального хозяйства к рыночному. История рыночных отношений является убедительным доказательством того, что идеальной экономики (как и совершенной конкуренции) никогда не было и быть не
    может. В современном мире нет ни одной страны, где в больших или меньших масштабах не существовала бы теневая экономика. Процесс глобализации социально-экономических отношений охватил и теневую экономику, превратив ее в одну из глобальных проблем современного мира.
    1. Причины существования теневой экономикиразнообразны и могут быть сгруппированы следующим образом:

- естественные (антропологические), связанные с двойственной природой человека;

- экономические, порождаемые противоречиями рыночного хозяйства;

- социальные, обусловленные социальной структурой общества (положением различных групп населения и социальной политикой государства);

- правовые, обусловленные существующей правовой основой рыночного хозяйства;

- социокультурные, связанные с историческим прошлым, национальными традициями, этической основой предпринимательства;

- политические, связанные с государственной политикой, способностью государства эффективно воздействовать на теневую экономику.

По своему характеру причины теневой экономики могут
быть объективными и субъективными, связанными с непродуманными действиями государственной власти. Основные причины теневой экономики могут быть также универсальными (характерными для всех моделей рыночной экономики) и специфическими (раскрывающими особенности теневой экономики на уровне конкретной страны или региона).

  1. Теневая экономика присутствует во всех сферах экономической деятельности(производство, обмен, распределение, потребление). Она не образует некоего замкнутого сектора, ее границы изменчивы и подвижны. Нет абсолютного разделения: теневая экономика — по одну сторону, легальная — по другую. Есть один хозяйственный процесс с теневой составляющей.
  2. Теневая экономика имеет внутреннюю структуру (типы и разновидности).Субъекты теневой экономики достигают экономической выгоды методами недобросовестной конкуренции, нарушая законы, деловую этику и морально-нравственные нормы. При этом непосредственные мотивы теневой деятельности могут быть весьма различными: они могут быть продиктованы жаждой личной наживы или необходимостью выживания в неблагоприятной социально-экономической среде. Различные мотивы теневой деятельности обусловливают разнообразие структуры теневой экономики и позволяют выделить ее различные типы и разновидности:

- Основными типами теневой экономики следует считать криминальную экономику и вынужденную внелегальную экономику.

- Разновидностями криминальной экономики являются традиционный криминальный бизнес и преступная экономическая деятельность госчиновников и олигархов.

- Разновидностями вынужденной внелегальной экономики являются «серая» экономика малого и среднего бизнеса и теневые операции самозанятых и домашних хозяйств.

5. Теневая экономика объект государственного и общественного воздействия. Теневая хозяйственная деятельность существует в любой модели рыночной экономики, однако ее масштабы существенно различаются. Гипертрофированные масштабы теневого сектора деформируют всю систему рыночного хозяйства, уменьшая ее эффективность. За свою многовековую историю теневая экономика всегда была объектом определенного воздействия со стороны общества на основе
обычаев, религиозных норм, государственного законодательства. Решающим фактором недопущения гипертрофии масштабов теневой экономики сегодня является государство.

Основными направлениями государственного воздействия
на теневую экономику являются:

- государственная стратегия социально-экономического
развития страны;

- хозяйственное законодательство;

- социальная политика;

- отношения с бизнесом;

- карательная функция;   

- воспитательная функция;

- сотрудничество с институтами гражданского общества;

- сотрудничество с международными организациями.

«РЕГИОН: системы, экономика, управление» Русский провинциальный научный журнал №4 (35) Воронеж 2016г. с.41-44.

                                                                                                                     ISSN 1991-4469

Д.Г. Ломсадзе

А.И. Удовиченко

О необходимости использования институционального подхода в исследованиях феномена теневой экономики

Особенность трансформационных процессов рыночных преобразований в современной России, проявляющихся в значительных и устойчивых масштабах теневой экономики, обуславливают необходимость научного осмысления этого явления. В статье обосновывается необходимость институционального подхода в исследованиях природы теневой экономики на основе комплекса экономических, правовых, социальных, этических и иных факторов, определяющих характер и масштабы её проявления.

Ключевые слова: теневая экономика, факторы теневой экономики, институциональный подход.

D.G.Lomsadze

A.I.Udovichenko

On the necessity to use institutional approach in studying the phenomenon of shadow economy

The peculiarities of transformational processes and market transition in modern Russia are revealing themselves in large and sustainable shadow economy sector. Therefore, this event requires scientific approach in the research. The article gives grounds for the institutional approach in studying the nature of shadow economy on the basis of economic, legal, social, ethical and other factors that define the character and size of its outbreak.

Keywords: shadow economy, shadow economy factors, institutional approach.

Введение

Современное доминирующее направление неоклассической экономической теории сосредоточено главным образом на исследовании механизмов «совершенной» рыночной экономики и абсолютно не затрагивает проблему реалий её теневой стороны. Характерно, что ни один из российских  учебников по «экономике» не содержит специального раздела, посвященного этой проблеме. Хотя в различной научной и специальной литературе для описания этого феномена используются различные подходы и определения: «неформальная», «скрытая», «подпольная», «криминальная», «черная», «серая», «несанкционированная экономика», «параллельная», и т.п. [10, с.7] В англоязычных источниках для обозначения родственных рассматриваемой категории используются термины: underground economy, unofficial economy, shadow economy, gray economy, informal economy.

Подобная неустоявшаяся терминология свидетельствует о том, что разработка методологических основ подхода к определению самой теневой экономики современной наукой еще не завершена.

Основная часть. Обоснование необходимости использования комплексного институционального подхода

Определение сущности феномена теневой экономики и ее воздействия на экономику легальную, вызывает постоянный интерес научного сообщества и практиков государственного управления [2]. В частности, исследователи прямо связывают развитие теневой экономики с несовершенством эволюции самих рыночных систем, а причинами развития теневой экономики называют: завышенные налоговые ставки, зарегулированные ограничения на официальном рынке труда, коррупцию и т.д. [3].

Существует несколько подходов к определению теневой экономики. К примеру, С.Б. Черновым теневая экономика определяется как экономика, включающая в себя систему производственных отношений, возникающих в сфере производства, обмена, распределения и потребления экономических благ, которые наносят вред обществу, государству, муниципалитетам, легальным организациям, домашним хозяйствам и разрушают их [4, с. 9-11]. Безусловный критерий вреда рыночным субъектам и государству как главный признак теневой экономики является весьма неоднозначным и дискуссионным.

Другие исследователи, в определении сущности теневой экономики трактуют ее как рыночное производство товаров и услуг (законных или незаконных), которое не отражено в официальных оценках ВВП[5].

Так авторы Е.А. Кизон и Д.Г. Маслов определяют теневую экономику как «часть неформальной экономики, включающую деятельность, скрываемую от официального учета и контроля, но которая потенциально могла бы подпадать под них, и криминальную, нелегальную деятельность»[2].

Российский исследователь феномена параллельной экономики С.Б. Чернов указывает на следующие признаки теневой экономики [4, с.16-17]:

-     функционирование субъектов теневой экономики в противоправной среде;

-     создание, обмен, распределение и потребление теневых экономических благ;

-     теневые производственные отношения, возникающие и существующие между субъектами теневой экономики;

-     вред обществу, государству, легальным организациям и домохозяйствам со стороны существующих, воспроизводящихся теневых производственных отношений;

-     как правило, скрытый характер деятельности участников теневой экономики.

Следует признать, что однозначного разделения теневой экономики и неформальной экономики само занятости в исследовательском сообществе нет. К примеру, А.С. Шевелева [6] и ряд других авторов проводят между теневой и неформальной экономикой знак тождества.

Прочие авторы полагают теневую экономику частью неформальной экономики, относят к ней нелегальную (криминальную) и внелегальную

(некриминальную) экономики [7].

Другие зарубежные авторы, такие как Роберт Секстон (Robert L. Sexton), под многочисленными родственными терминами, обозначающими теневую экономику, понимает вполне законную, но не учтённую экономическую активность [1]. А, к примеру, В.В. Радаев имеет принципиально иную отличную позицию, от приведенной выше: данная деятельность обязательно вступает в противоречие с законом, хотя не обязательно противоречит конституционным правам граждан [8].

Таким образом, специалисты из разных областей знания об экономических процессах, берут за основу различные критерии. Правоведы рассматривают теневую экономику под углом зрения исключительно нарушения хозяйствующими субъектами правовых норм, криминалисты сосредоточили внимание на экономических преступлениях, социологи — на деструктивных последствиях теневой экономики в области социальных отношений, специалисты в области трудового права — на латентных явлениях в сфере трудовых отношений, философы - на морально-этических аспектах теневой экономики [9].

В попытке классифицировать условия (факторы) формирования и развития теневой экономики исследователи обычно выделяют три группы подобных факторов: экономические, социальные и правовые [10, с.21-23].

К числу экономических факторов относят: высокие налоги, несовершенство процесса приватизации, деятельность незарегистрированных экономических структур и т.п.

К социальным факторам развития теневой экономики можно отнести: низкий уровень жизни населения, высокий уровень безработицы и т.п.

Правовые факторы представлены несовершенством законодательства; недостаточно активной деятельностью правоохранительных структур по пресечению незаконной и криминальной экономической деятельности; несовершенством механизма координации по борьбе с экономической преступностью, незащищенностью прав собственности, политическая нестабильность.

В целом можно сказать, что сегодня доминирует в основном правовой подход к теневой экономике, определяющий ее как экономические отношения, нарушающие действующее законодательство. В связи с этим для многих исследователей характерны обвинительный подход к теневой экономике, рассмотрение ее как побочного продукта социально-экономической жизни.
Кроме того, сами неустоявшиеся термины в отношении данного явления создают иллюзию, что может существовать некая чистая, идеальная экономика без теневой. Очевидны и практические выводы из такого подхода: воздействие на теневую экономику в этом случае ограничивается в основном совершенствованием только правовой основы рыночного хозяйства.

В экономическом анализе правовые отношения, конечно же, играют очень важную роль, но не могут быть определяющими. На наш взгляд необходимо комплексное рассмотрение теневой экономики на основе более широкого — институционального подхода.

При этом, под институтами необходимо понимать общепринятые «правила игры» в обществе, т.е. определенные наборы социальных норм и поддерживающих их санкций, которые ограничивают и направляют индивидуальное поведение и организуют взаимоотношения между людьми [11]. Институты могут быть как формальными, представленными правовых актах и контрактах, так и неформальными .

Выводы

Институциональный подход позволяет более полно и глубоко раскрыть особенность феномена теневой экономики, рассматривая её как эволюционно сложившуюся составляющую часть рыночного хозяйства. Данный комплексный подход к пониманию феномена теневой экономики позволяет сочетать ее экономические факторы (природа рыночного хозяйства, стремление к получению сверхприбыли, эволюция конкурентной среды и т. п.) с неэкономическими (правовая и этическая основы предпринимательства, исторические традиции, особенности национального менталитета и др.). Иначе говоря, институциональный подход   в теоретическом и практическом своем значении позволяет системно подойти к вопросам государственного воздействия на теневую экономику — с использованием как экономических, так и неэкономических факторов.

Институциональный подход позволяет наиболее полно раскрыть саму природу и сущность теневой экономики:

-     во-первых, неформальную теневую экономику, безусловно, необходимо отделять от криминальной экономики по степени социальной деструкции последствий действий ее субъектов.

-     во-вторых, теневую экономику стоит рассматривать как присущую большинству законно существующих легальных видов хозяйственной деятельности по различным причинам не подпадающую в сферу внимания органов официальной статистики;

-                      в-третьих, возможность прямого влияния государственных структур на субъекты теневой экономики ограниченны, но реальны. То есть, при определенном сочетании условий неформальная теневая экономика может быть переведена в легальную плоскость и воздействие на нее со стороны государства является вполне возможным. Этим она отличается по своей природе от экономики криминальной (антисоциальной), которая при любых условиях не может быть включена в систему легальных видов деятельности и отношений с государством и обществом.

Признание объективного характера теневой экономики и необходимости институционального подхода в её оценке должно стать важной основой для выработки мер по противодействию её деструктивным проявлениям как со стороны институтов государства, так и гражданского общества..

ЛИТЕРАТУРА

  1. Robert L. Sexton Exploring Macroeconomics - 7 ver. - Cengage Learning, 2015. . ISBN1305465601, 9781305465602. - pp. 316-317.
  2. Кизон Е.А., Маслов Д.Г. Соотношение сущности понятий «теневая экономика» и «неформальная экономика» с точки зрения современной практики их применения // Новый университет. Серия: Экономика и право. - 2012. - № 12 (22). - С. 84-88.
  3. Балатбекова З.М. Теневая экономика и проблемы легализации теневой экономики // Актуальные вопросы современной экономики. - 2014. - № 4. С. 180-185.
  4. Чернов С.Б. Теневая экономика: учебное пособие для подготовки магистров и аспирантов всех направлений / С.Б. Чернов; Государственный̆ университет управления, Институт инновационного управления экономикой̆ ГУУ. – М.: ГУУ, 2012. – 56 с.
  5. Богровских А.В. Неформальные экономические отношения в современной России. М.: Наука, 2004. – С. 4-6
  6. Шевелева А.С. Теневая экономика, как проблема современной российской экономики / В сборнике: Современные подходы к трансформации концепций государственного регулирования и управления в социально-экономических системах. сборник научных трудов 4-й Международной научно-практической конференции. Ответственный редактор: Горохов А.А.. 2015. С. 466-469.
  7. Де Сото Э. Иной путь. Невидимая революция в третьем мире. М.: Catallaxy, 1995. – С. 76-80
  8. Радаев В.В. По кругам теневой экономики // Деловой экспресс. - 2006. - №12. - С.6-8.
  9. Гурова И.П. Этика международных экономических отношений. М.: Дело, 2004. – С. 15-18
  10. Попов Ю.Н., Тарасов М.Е. Теневая экономика в системе рыночного хозяйства: Учебник. – М.: Дело, 2005. – 240 с.
  11. Ломсадзе Д.Г. Теневая экономика: Учебное пособие для вузов / Д.Г.Ломсадзе. – Воронеж : Издательско-полиграфический центр ФМО Воронежского государственного университета, 2008. –С.16-18

МИНОБРНАУКИ РОССИИ

ФЕДЕРАЛЬНОЕ ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

ВЫСШЕГО ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ

«ВОРОНЕЖСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ»

Факультет международных отношений

Кафедра регионоведения и экономики зарубежных стран

Реферат

по дисциплине «Теневая экономика»

учебный модуль: « Адаптация опыта ЕС в России по преодолению проблем теневой экономики»

«Теневая экономика Европейского союза»

Студентка 4 курса                                                             Плеханова И.Р.

Руководитель                                                              к.э.н. Ломсадзе Д.Г.

Воронеж 2017


Оглавление

Масштабы теневой экономики в ЕС……………………………………………3

Влияние экономических циклов на теневой сектор ЕС……………………….6

Влияние теневой экономики на развитие экономики ЕС……………………...9

Борьба с теневой экономикой. Опыт Европейского союза…………………...12

Оценка положительного влияния теневого сектора на экономическое развитие Европейского Союза………………………………………………….15

Заключение………………………………………………………………………16

Список использованных источников и литературы…………………………..18


Масштабы теневой экономики в ЕС

Любая экономическая система в любой стране представляет собой синтез легальной и нелегальной, то есть теневой экономической деятельности. Нелегальная, скрытая экономика функционирует наряду с легальной экономикой и в некоторых странах по своему размаху практически не уступает легальной. Масштабы теневой экономики могут различаться, однако снижение доли теневого сектора экономики до нуля процентов не было достигнуто ни в одной стране мира. Масштабы этого явления можно снизить, но ликвидировать вовсе – практически невозможно. Теневая экономика имеет много названий – незаконная, нелегальная, скрытая – но суть этого явления не меняется. Теневая экономика включает в себя различные аспекты, а именно – сокрытие доходов, неуплата налогов, контрабанда, наркобизнес, фиктивные финансовые операции. Доходы от этих видов деятельности грандиозны, они исчисляются десятками миллиардов долларов, однако, те действия, которые пресекаются правоохранительными органами, являются лишь вершиной гигантского айсберга, определить размеры которого никому не под силу.

         В развитых странах масштабы теневой экономики относительно невелики и составляют примерно 8–20% ВВП. В США сегодня на теневую экономику приходится 10-15%. В основном тенденция роста доли теневого сектора в США связана с тем, что за последний год власти США напечатали 3 млрд. стодолларовых купюр, ведь большим объемом наличных денег в основном пользуются наркодиллеры, нелегальные торговцы оружием и люди, уклоняющиеся от уплаты налогов.

         Теперь рассмотрим ситуацию в целом по Евросоюзу. Характер экономических отношений в ЕС изменился за счёт усложнения структур современных экономических систем, свободного движения людей, товаров, капитала на территории ЕС, технического прогресса, налогообложения, экономического и финансового кризиса, а также интересов предпринимателей, связанных с минимизацией рисков и максимизацией прибыли. За последние десятилетия, проблема теневой экономики в ЕС стала серьезным препятствием на пути к стабильному экономическому развитию ЕС. Некоторые европейские исследователи рассматривают проблему теневой экономики в ЕС как угрозу сплочённости стран, существованию самого Союза.

         На современном этапе масштабы теневой экономики в европейских странах можно оценить, используя результаты исследований австрийского экономиста Фридриха Шнайдера, (Universität Linz, Austria). По данным исследования Фридриха Шнайдера, в 2013 году размер теневой экономики в Европе достиг отметки в 215 трлн. евро, что составляет 18,5% от всей экономической деятельности ЕС.

         Причём доли теневого сектора в различных странах ЕС намного отличаются друг от друга: так, для Западной, Центральной и Северной Европы эта цифра колеблется вокруг 10%. В странах Средиземноморья достигает четверти ВВП. И поднимается до 30% в отдельных уголках Восточной и Юго-Восточной Европы. Все европейские страны можно разбить на три группы: первая группа состоит из 14 государств. Лучше всего дела обстоят в Австрии (8,2%), Люксембурге (8,2%), Нидерландах (9,8%), Франции и Великобритании (по 11%). Вторая группа включает Испанию, Португалию, Италию и Грецию. В этих странах доля теневой экономики существенно выше – она стремится к четверти ВВП: показатели по Испании – 19,2%, Португалии – 19,4%, Италии – 21,2% и Греции – 24,3%. С наибольшими проблемами сталкивается третья группа стран, куда входят Польша, Мальта, Кипр, страны Балтии, Румыния и Болгария. Самая тяжелая ситуация складывается у «новичков» ЕС – Румынии и Болгарии, где удельный вес подпольного бизнеса составляет треть ВВП: данные по Румынии – 28,0% и по Болгарии – 30,0%.

        Однако, несмотря на то, что в восточной Европе процентное соотношение теневого сектора ко всей экономике выше, почти две трети всей теневой экономики сконцентрировано в области пяти крупнейших экономических держав ЕС – Германии, Франции, Италии, Испании и Великобритании. На 2013 год, суммарный размер теневой экономики достиг 1 227 млрд. евро (см. Рис. 1).[1]

         Большая доля теневой экономики объясняется чрезмерной налоговой и социальной нагрузкой на предприятия: в Греции, Италии, Бельгии и Швеции самые высокие налоги в Европе (72-78%).

В Европе налоговая нагрузка сейчас постоянно растет: отчисления из заработной платы, составлявшие в начале 70-х годов 27%, сейчас преодолели в Европе отметку в 42%. В Германии, например, час работы строителя обходится заказчику в 81 марку. Но из этой суммы лишь 12 марок достается непосредственно работнику, остальное уходит строительному предприятию и в виде налогов государству.

         В структуре теневой экономики в целом по ЕС 66,5% составляет труд недекларируемых работников. Чаще всего это затрагивает такие отрасли как строительство, сельское хозяйство и работа на дому. за последние десятилетия возросла доля недекларируемого труда в ЕС, в основном, это происходит за счёт большого притока иммигрантов. Причины этого феномена были изложены в сообщении, опубликованном в специальном выпуске «Евробарометра – 402» в 2014 году. К ним были отнесены следующие:

  • низкий уровень доходов, полученных легальным путём;
  • безработица (недостаточное количество предложений на рынке труда);
  • высокие ставки по налогообложению и социальному страхованию;
  • недостаточный контроль за теневой деятельностью со стороны властей.

Остальные 33,5% структуры теневой экономики образуют доходы, утаиваемые от налоговых органов. В основном, это касается малого бизнеса (магазины, бары, такси), когда предприниматели декларируют лишь часть получаемого дохода, что позволяет им избежать уплаты части налогов.

Влияние экономических циклов на теневой сектор ЕС

         Не стоит забывать еще и о том, что масштабы теневой экономики тесным образом связаны с экономическими циклами. Так, в условиях экономического кризиса, увеличивающегося уровня безработицы, большее число граждан обращаются к так называемой «теневой деятельности», нанимая неофициально сотрудников или искусственно занижая доход с продаж (если речь идёт о торговых предприятиях).

         Примером, подтверждающим данную аксиому, может стать экономический кризис 2008 года. На Рисунке 2 представлено значение теневой экономики в абсолютном и относительном выражении к ВВП в 2003-2013 гг. В 2009 году, когда экономический кризис отразился на всех сферах общественной жизни ЕС, доля теневой экономики в ВВП резко возросла на 0,5%. Несмотря на то, что этот рост был не столь значительным, он, тем не менее, прервал долговременное снижение доли теневой экономики в ВВП. Кроме того, сопутствующее резкое снижение объёмов теневой экономики в абсолютном выражении свидетельствует о глубине экономического кризиса. Хотя многие и начинали искать нелегальные способы заработка, теневая экономика не может компенсировать экономический спад в реальной экономике.

Рисунок 2

         Улучшение экономических условий в 2010 способствовало возвращению доли теневого сектора в ВВП к докризисному уровню, а в 2011 году этот показатель стал ниже предкризисного уровня.

         Мировой кризис 2008 года привнес значительные изменения в развитие теневой экономики в различных регионах Европейского Союза. Вплоть до 2009 года, борьба с нелегальной экономикой имела успех в Европе повсеместно, во всех частях Союза. Однако, с 2011 года, ЕС условно можно разделить на три части. К первой части относятся страны Западной Европы, где усилия, направленные на искоренение теневой экономики, вновь являются оправданными. В Восточной Европе, где показатель ВВП, в среднем, высокий, доля теневого сектора все ещё приличная, хотя он и ниже прежнего уровня. В южной части Европы прогресс в борьбе с теневой экономикой застопорился. Например, доля нелегального сектора в ВВП составляет на 2013 год 18,6%, в то время как до кризиса 2008 года этот показатель равнялся 18,7%.

         Кризис оказал гораздо более значительное влияние на государства, где развита строительная индустрия. Исторически так сложилось, что строительство – сфера занятости, наиболее восприимчивая к экономическим спадам. Так, более одной трети ВВП этого сектора является незаконной, и доходы с неё не декларируются. Кризис 2008 года снизил производительность в сфере строительства на 3,1% в год. На юге Европы упадок строительной сферы ощущался гораздо более остро: в Испании и Португалии строительство сократилось на одну треть, на Кипре – в половину, в Греции – на четверть.

         Так что же всё-таки является движущей силой теневой экономики? Что заставляет людей заниматься нелегальной деятельностью? Ещё в 2008 году Фридрих Шнайдер выделяет четыре фактора, которые способствуют вовлечению людей в незаконную экономику, а именно:

  1. Сбережения/ экономия. Работая вне легальной экономики, участники экономической деятельности могут избежать выплат социального страхования, обойти трудовой регламент и уклониться от проверки различной документации, связанной с приёмом нового сотрудника на работу.
  2. Простота в участии. Оплата товаров и услуг наличными не может быть должным образом отслежена властями, а, следовательно, привлекает людей.
  3. Риск обнаружения очень низок. Вовлечение в теневую экономику само по себе незаконно, но чем меньше риск быть пойманным и чем легче наказания, тем большему количеству людей эта идея покажется привлекательной.
  4. Отсутствие вины. Теневая экономика обыденна, так как в этом явлении запечатлена человеческая сущность – стремление к обогащению и получению наибольшего блага. Но по статистике, такое отношение превалирует в странах с низким доверием граждан к власти, а также в странах с маленькими государственными пособиями и высокими налогами.[2]

Влияние теневой экономики на развитие экономики ЕС

         Негативные последствия теневой и криминальной экономической деятельности  в ЕСпроявляются в различных социально-экономических деформациях. Значительное деструктивное влияние оказывает она на режим конкуренции, эффективность производства и разделения труда, на условия воспроизводства рабочей силы, структуру потребления и производства, природную среду.

         Существуют также и другие значительные последствия:

  1. Влияние на эффективность макроэкономической политики проявляется прежде всего в возрастании ошибок макроэкономического регулирования, вследствие невозможности контроля над исполнением макроэкономических решений и наличия «темной материи» в экономике, делающей невозможной точную оценку масштабов экономической деятельности в ЕС.
  2. Влияние на кредитно-денежную сферу ЕС проявляется в деформации структуры платежного оборота, стимулировании инфляции, деформации кредитных отношений и увеличении инвестиционных рисков, нанесении ущерба кредитным институтам, инвесторам, вкладчикам, акционерам, обществу в целом.
  3. Деформация структуры экономики ЕС. Криминальная экономическая деятельность является не только следствием деформаций экономической структуры, но и ее фактором.
  4. Влияние криминальной экономики на экономический рост и развитие ЕС не является однозначно деструктивным. Воздействие является равнонаправленным. Однако влияние теневой экономики на конкурирующую с ней легальную экономику чаще всего деструктивно, так как предприятия легальной экономики находятся в заведомо невыгодных условиях с точки зрения затрат, а зачастую и с точки зрения реализации своей продукции, по сравнению с предприятиями теневой экономики.
  5. Влияние на инвестиционный процесс — один из наиболее значимых результатов влияния криминальной экономической деятельности на экономическое развитие. Оно может быть различным в зависимости от вида, формы криминальной активности, а также социально-экономических условий. Высокий уровень теневой экономики уменьшает международное доверие к стране со стороны потенциальных инвесторов.
  6. Наконец, деформация налоговой сферы находит проявление во влиянии на распределение налоговой нагрузки и, как следствие, в сокращении бюджетных расходов и деформации се структуры. Деформация бюджетной сферы проявляется в сокращении расходов государственного бюджета и деформации его структуры. Одним из серьёзнейших последствий теневой экономической деятельности являются уклоне­ние и избежание налогов с последующим вывозом капитала в офшоры. По оценке доклада Eurodad (European Network on Debt and Development) «Даю­щие одной рукой – забирающие другой: роль Евро­пы в вывозе капитала из развивающихся стран, бегущего от налогообложения 2013 г.», страны Европы ежегодно недособирают в государствен­ный бюджет около 1 трлн. евро, а развивающиеся страны – 600–870 млрд. евро. Только в одной Италии потери бюджета от неплательщиков нало­гов составляют 119,6 млрд. евро. Больше всего по­терь, то еcть 49,5 млрд. евро, приходится на налог с прибыли предприятий, за которыми следуют поте­ри налоговых сборов на добавленную стоимость – 44,7 млрд. В условиях экономического кризи­са и острого дефицита налоговых поступлений большинство стран мира уже проводят или плани­руют проведение жёсткой финансовой экономии, предусматривающей: сокращение или ограничение роста зара­ботной платы и государственных расходов на образование и здравоохранение (98 стран); реформу пенсионного обеспечения (86 стран); урезание социальной помощи (80 стран); наконец, ревизию и сокращение субсидий, в том числе на продовольствие (100 стран).[3]

         Сужение возможностей получения устой­чивых доходов часто сопровождается разрас­танием криминальной экономики, являющейся компонентом теневой экономики. Стратегия вы­живания может привести молодых женщин и девушек в проституцию, а молодых безработных мужчин – в ряды наркоманов или наркоторгов­цев, не говоря уже о бандитских и террористи­ческих формированиях. Криминальные груп­пировки, используя каналы международного обмена (торговля, миграция, туризм, транспорт­ные и финансовые связи) и достижения науки и техники (в частности, Интернет), создают международные рынки криминальных товаров и услуг. Они пытаются оказывать влияние на общества и страны, в которых производят свои товары (например, наркотики) и/или в которых они создают свои криминальные снабженче­ско-сбытовые сети. В качестве примера можно привести Афганистан и Колумбию, превратив­шиеся в мировых поставщиков наркотиков, а с другой стороны, страны ЕС, которые стали крупнейшими мировыми рынками сбыта нарко­тиков и живого товара.

         Криминальную экономику чрезвычайно трудно измерить, учитывая степень секретности, в которой она оперирует. Поэтому большинство обобщений представляют собой экстраполяции результатов отдельных целевых исследований (например, розничная цена и потреб­ление того или иного наркотика на душу населения в странах, рас­полагающих крупнейшими по обороту чёрными рынками; годовой объём наркотиков или чис­ленность нелегальных мигрантов, захваченных полицией). По оценке Управления ООН по нар­котикам и преступности (УНП ООН), мировые криминальный доходы составляют около 3,6% мирового ВВП, или 2–3 трлн. долл. Крупнейшие международные чёрные рынки ЕС размещаются на территории Испании, Италии, Великобритании, Германии и Франции (см. Таблицу 1).[4]

Таблица 1

Страна

Размер чёрного рынка, млрд. долл.

Испания

124

Италия

111

Великобритания

62

Германия

19,7

Франция

9,8

Борьба с теневой экономикой. Опыт Европейского союза

         Борьба с указанным явлением началась в Нидерландах в 80-х годах прошлого столетия, когда теневые доходы в стране составляли около 15-16% ВВП.

         Главной причиной перехода предприятий в тень, по мнению специалистов этой страны, являются большие расходы правительства стран и соответственно высокие налоги. Например, в Швеции расходы правительства в 1998–1999 годы составляли 57%, а это привело к уходу в тень в 15% ВВП.

         Другой причиной, которая способствует процветанию подпольной экономики, является обращение в государстве большого количества наличных. Нидерланды – одна из первых стран в мире, которая начала переход на выплату заработной платы исключительно через частные банковские счета с использованием пластиковых карт. Этот процесс
в Нидерландах был полностью завершен в 90-х годах. Сегодня выплата заработной платы наличными в стране запрещена.

         Экономический кризис дал значительный толчок борьбе с теневой экономикой. Различные страны ЕС предприняли более сотни мер по борьбе с незадекларированным трудом в последние годы. Но их успех во многом зависит от правоприменения, и Андреас Пратц, сотрудник консалтинговой компании АТ Kearney, рекомендует властям использовать не только кнут, но и пряник. Например, в Бельгии оказалась успешной в борьбе с теневой экономикой схема предоставления субсидий для найма людей, выполняющих работу по дому. Другой популярной мерой является розыгрыш лотерей по квитанциям на уплату налога с продаж. Так делают в Португалии, Бразилии, Аргентине, Колумбии, Пуэрто-Рико, на Тайване и в Словакии.[5]

         В целом, борьба с расширением теневой экономики в ЕС проходит на трех уровнях: национальном, региональном (в рамках союза) и международном
(в рамках международных организаций, в которые входят страны ЕС).

         Борьба с теневой экономикой проходит по следующим направлениям:

1)  Борьба с коррупцией, с отмыванием денег и с криминальным сектором теневой экономики, в первую очередь с наркобизнесом;

2)  Изменения в налоговой политике;

3)  Ограничение теневого рынка рабочей силы в ЕС.

         Борьба с теневой экономикой в ЕС носит комплексный характер и характеризуется жёсткими санкциями за преступления, вводимыми государствами. Во многих развитых рыночных странах государство борется с теневым сектором, уделяя приоритетное внимание, прежде всего, усилению ответственности за налоговые преступления.

         Так, важнейшим законодательным актом, определяющим ответственность за налоговые преступления и проступки, в Германии является Положение о налоговых правонарушениях.

         Во Франции основным законодательным актом, регламентирующим ответственность за совершение налоговых преступлений, является Общий кодекс о налогах. Здесь к правонарушениям относятся и действия, направленные на сокрытие бухгалтерских данных путем обмана.

         В Великобритании ответственность за налоговые преступления и проступки установлена в специальных законодательных актах. При этом виды правонарушений подразделяются на несколько групп: проступки, связанные с нарушением сбора налогов; преступления, связанные с мошенничеством и подделкой в сфере налогообложения; таможенные правонарушения. Более того, в Великобритании создана специальная бригада в составе 200 агентов, которым поручено следить за особенно высокими доходами.

                По опыту Голландии, Италия потребовала, чтобы любые платежи, превышающие 2,5 тысячи евро, совершались таким образом, чтобы их можно было отследить. То есть банковскими карточками и банковскими же переводами.

         С точки зрения методов, противодействие негативным проявлениям теневой экономики не ограничивается санкциями за нарушение условий запрета (поскольку для эффективного введения санкций необходимо большое количество бюджетных средств).

         Основным оружием в арсенале правительств стран ЕС в борьбе с теневой экономикой являются:

1)  Прозрачное налоговое, уголовное и гражданское право;

2)  Высокий уровень оплаты труда государственных служащих;

3) Высокое качество предоставления государственных услуг населению;

4) Эффективный механизм защиты прав и свобод граждан перед посягательствами государственных структур;

5) Действенный рыночный механизм и высокий уровень конкуренции.[6]

Оценка положительного влияния теневого сектора на экономическое развитие Европейского Союза

Несмотря на то, что в теневой экономике явно наблюдаются отрицательные стороны, которые были указаны выше, а именно уклонение от уплаты налогов, связи с криминалом и т.д., существуют и некоторые положительные моменты. Например, именно неформальная экономика смягчает последствия рецессий, экономических спадов, и финансовых кризисов, в ходе которых уволенные работники, а также маргинальные слои населения, находят временные источники существования в более гибком неформальном секторе. В противном случае этим группам грозили бы голод и лишения, а обществу - социальный взрыв. Таким образом, можно отметить, что теневая сторона реальной экономики помогает сдерживать уровень безработицы в условиях экономического спада. Более того, по некоторым данным, существует оптимальный размер теневой экономики порядка 14-15% годового ВВП . Примером такой страны может послужить Германия.Страны, значительно превосходящие эту планку (например, Румыния и Греция), или недотягивающие до неё (Франция) имеют те или иные социально-экономические проблемы или изъяны. Однако для того, чтобы неформальная экономика способствовала экономическому развитию, необходим определённый уровень развитости теневого сектора. Так, Европейские страны с развитой теневой экономикой (неконтролируемой государством или обществом и нефиксируемой официальной статистикой) пострадали от нынешнего кризиса меньше, чем их более честные соседи, заключили немецкие экономисты. Например, ВВП Греции, премьер-министр которой в декабре признал, что госсектор страны пронизан коррупцией, в этом году сократился лишь на 1%. Экономика всего Евросоюза при этом потеряла 4%.

         Объяснение такого явления предоставляет Фридрих Шнайдер, который утверждает:  "Люди зарабатывают дополнительные деньги, при этом в теневой экономике никто не работает для того, чтобы положить деньги на депозит в банке. Соответственно, эти средства идут на приобретение потребительских товаров и увеличивают спрос".

         Занятость в теневой экономике растет из года в год: если в 1974-1982 годах в нее было вовлечено 8-12% трудоспособного населения Германии, то в 1997-1998 годах этот показатель вырос до 22%. Сегодня рекордсменом по занятости в теневом секторе является Италия, где, по разным оценкам, в нем занято от 30% до 48%.

Заключение

         Таким образом, несмотря на то, что точные масштабы теневого сектора в реальной экономике Европейского союза оценить достаточно сложно, рассмотреть общую картину развития неформальной экономики в странах ЕС представляется возможным благодаря исследованиям экономиста Фридриха Шнайдера, а также благодаря исследованиям Всемирного Банка, ООН, а также различных учреждений Европейского союза.

         Согласно проведённым исследованиям, теневая экономика Евросоюза составляет порядка 18% ВВП ЕС, что является средним показателем в сравнении с другими государствами мира. ЕС проводит активную политику по борьбе с неформальной экономикой, методы этой борьбы включают в себя как мягкие, так и жёсткие формы. Европейские государства как на национальном, так и на наднациональном уровне вводят жёсткие санкции за экономические правонарушения, касающиеся ухода от налогообложения, вывоза капитала за пределы Евросоюза и отдельного государства и т.д. Тем не менее, законом многих европейских страны предусмотрены налоговые льготы для предупреждения их сокрытия от налогов. Облегчение налогового бремени для малого и среднего бизнеса определённым образом снижает риск ухода предприятий «в тень».

         Несмотря на то, что теневая экономика безусловно является угрозой стабильному экономическому развитию европейских государств, многие учёные придерживаются точки зрения, согласно которой неформальный сектор в условиях кризиса способен поддержать реальную экономику, в первую очередь, за счёт снижения уровня безработицы. Более того, поддержание уровня теневой экономики в пределах 12% ВВП считается многими учёными фактором здорового развития экономики государства в целом.


Список использованных источников и литературы

  1. Friedrich Shneider. Size and Development of the Shadow Economy of 31 European Countries from 2003 to 2013.
  2. Giving with one hand and taking with the other: Europe's role in tax- related capital flight from developing countries 2013. A report coordinated by Eurodас. 1-70.
  3. Informal Economy and the World Bank. – URL: http://documents.worldbank.org/curated/en/416741468332060156/Informal-economy-and-the-World-Bank.
  4. Informal Economy. European Commission. – URL: https://ec.europa.eu/europeaid/sectors/human-development/social-inclusion/informal-economy_en.
  5. New European Platform Tackles Shadow Economy. – URL: https://ec.europa.eu/epale/en/content/new-european-platform-tackles-shadow-economy.
  6. Self-employment rate. OECD. – https://data.oecd.org/emp/self-employment-rate.htm.
  7. Shadow Economy and Tax Evasion in the EU. Emerald. – URL: https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=7&sqi=2&ved=0ahUKEwj3iOaMzsbRAhWH3iwKHaVzA5YQFghFMAY&url=http%3A%2F%2Fwww.econ.jku.at%2Fmembers%2FSchneider%2Ffiles%2Fpublications%2F2015%2FJournalofMoneyLaunderingControl.pdf&usg=AFQjCNFi964Ash0EW4WAs2bnTdYXKFt4gg&sig2=HuZnnVu704ZIFdQrVamdEg&bvm=bv.144224172,d.bGs.
  8. Shining a Light on Europe’s Shadow Economy. Euronews. – URL: http://www.euronews.com/2015/11/23/shining-a-light-on-europe-s-shadow-economy.
  9. Williams, C.C. Out of the Shadows: A Classification of Economies by the Size and Character of Their informal Sector. – URL: https://doi.org/10/1177/0950017013501951.
  10. Британия обошла Францию за счёт теневой экономики. Вести Экономика. – URL: http://www.vestifinance.ru/articles/51452.
  11. Воронкова О.В. Зарубежный опыт исследования теневых доходов // Terra Economicus. – 2010. – Т. 8. – № 4. – С. 82–89.
  12. Евросоюз теряет 454 млрд. евро из-за теневой экономики. Ведомости. – URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/24/610120-es-teryaet-454-mlrd-evro.
  13. Неженская И.В. Анализ зарубежной практики борьбы с теневой экономикой // АНИ: экономика и управление. – 2013. – № 1. – С. 18–20.
  14. Саришвили Г.Н. Борьба с нелегальной миграцией и теневой экономикой: опыт ЕС // Научное мнение. – 2014. – № 2. – С. 158–161.
  15. Теневая экономика ЕС: как вывести работников на свет?
  16. Шнайдер Ф., Энсте Д. Рост теневой экономики во всём мире. – URL: http://corruption.rsuh.ru/magazine/2/n2-18.shtml.

[1]Friedrich Shneider. Size and Development of the Shadow Economy of 31 European Countries from 2003 to 2013. Расчёты включают в себя 28 стран ЕС и Норвегию, Швейцарию, Турцию.

[2] Friedrich Shneider. Size and Development of the Shadow Economy of 31 European Countries from 2003 to 2013.

[3]Giving with one hand and taking with the other: Europe's role in tax- related capital flight from developing countries 2013. A report coordinated by Eurodаd. Brussels, 2013. с. 1-70.

[4]Havoscope. – URL: http//www.havocscope.com/countries/ranking/.

[5]Евросоюз теряет 454 млрд. евро из-за теневой экономики. Ведомости. – URL: http://www.vedomosti.ru/economics/articles/2015/09/24/610120-es-teryaet-454-mlrd-evro.

[6]Неженская И.В. Анализ зарубежной практики борьбы с теневой экономикой // АНИ: экономика и управление. – 2013. – № 1. – С. 18–20.

1. In lieu of Introduction – what do we know about shadow economy?
Unofficial economy (shadow economy) should not be associated exclusively with the media picture of grey zone (grey economy), as this would be a mistake. It is a natural element of the economic/social life and should be considered in such a context. From the definition perspective, the term shadow economy can be applied to unregistered activities aimed at yielding tangible benefits, in either natural or in monetary form, generating given consequences of value creating and/or distribution character (Mróz, 2002).
The entire subject and object contents of shadow economy stem from entirety of economic endeavour (Figure 1), based in this review on modified distinction of three sectors in the economy, according to the A. G. Fisher-Clark model, supplemented with the fourth sector of information and knowledge.Fromthe shadow economy perspective, it is this fourth sector which is of fundamental significance and which is decisive for the opportunity to create valuebyminimizing the information gap in decisions undertaken – both the legal ones (official economy), semi-legal (semi-legal grey economy operations) and the entirely unlawful actions (shadow economy – entirely illegal) (Raczkowski, 2013).

2. Theoretical considerations
A significant role in this model is played by the tax system, particularly in relation to the grey economy. It should be noted that only and exclusive resort to tax optimization and tax evasion at that causes this to become grey economy. Should the taxpayer fail to meet these criteria (even in the least degree) and pay taxes, then the taxpayer operates within the official economy. Still, in the light of extensively developed tax engineering by many corporations, where the given corporation holds an evident intellectual and technological edge over the given fiscal jurisdiction, the fundamental question arises: when does one speak of optimizing tax, and when does such optimizing imply wilful tax evasion? There is no explanation such as that an international corporation active in the given area notoriously reports losses and pays no taxes. In the vast majority of cases this is a typical crime in the eye of the law and should be identified and qualified as such. Such an approach represents also unfair competition, eliminating the law-abiding businesses from the market. Tax administration of the given country which refrains from instituting proceedings in such cases acts to the detriment of State Treasury and reconciles of own accord to reduced revenues for the entire state budget, contributing negatively to the amount of deficit or public debt (Raczkowski, 2014).
More than forty years have passed since M. Allingham and A. Sandmoback in 1972 published the first more solidly documented theory of tax evasion, where the taxpayer as part of self-assessment selects or declares true income, or perhaps declares a lesser income than the one earned in reality. The taxpayer’s choice was dictated by the taxpayer’s own perception of probability of tax control and possible fine for under declaring income versus the profit gained by maximizing the amount withheld (Allingham and Sandmo, 1972). Many years later other tax evasion models have been formulated, which as theories came up much later than their practical implementation in economic turnover. As an example one can cite the model of VAT fraud as part of so-called intra-community deliveries (Fedeli and Forte, 2008), where it is relatively easy to swindle undue tax from the tax authority in connection with exporting a give type of commodity abroad (within the EU). Practical dimension of Shadow economy and tax evasion in the EU such practice was descriptively and graphically presented to the European Commission by the International VAT Association (2007) in March.

Introduction.

SHADOW OR UNDERGROUND economic activity is a fact of life around the world, and there are strong indications that it is increasing. Most societies attempt to control these activities through various punitive measures or through education, rather than through reforms of the tax and social security systems which could improve the dynamics of the official economy. Gathering information about underground economic activity is difficult, because no one engaged in such activity wants to be identified. Obtaining accurate statistics about the allocation of a country’s resources in the shadow economy is important for making effective economic policy decisions. Hence, it is crucial to know who is engaged in the shadow economy, and with what frequency and magnitude such activities occur.

Although a large literature exists on single aspects of the hidden economy, a current comprehensive survey is lacking. Disagreement persists about definitions and estimation procedures, and about the use of estimates in economic analysis and policy. The feature “Controversy: On the Hidden Economy” in Economic Journal (Vol. 109, No. 456, June 1999) documents the differing opinions of, e.g., Vito Tanzi (1999), James J. Thomas (1999), and David E. A. Giles (1999a). The size, causes, and consequences of the shadow economy vary for different types of countries, but some comparisons can be made which might be useful for social scientists and politicians, who must deal with this phenomenon sooner or later.

There are several important reasons why policy makers should be especially concerned about the rise of the shadow economy. Among the most important of these are:

(i) A growing shadow economy can be seen as the reaction of individuals who feel overburdened by the state and who choose the “exit option” rather than the “voice option” (Albert O. Hirschman 1970). If the increase of the shadow economy is caused by a rise in the overall tax and social security burden together with “institutional sclerosis” (Mancur Olson 1982), then the “consecutive flight” into the shadow economy may erode the tax and social security bases. The result can be a vicious circle of a further increase in the budget deficit or tax rates, additional growth of the shadow economy, and gradual weakening of the economic and social basis of collective arrangements.

(ii) A prospering shadow economy may cause severe difficulties for politicians because official indicators - on unemployment, labor force, income, consumption—are unreliable. Policy based on erroneous official indicators is likely to be ineffective, or worse. 

(iii) The effects of a growing shadow economy on the official one must also be considered. On the one hand, a prospering shadow economy may attract (domestic and foreign) workers away from the official economy and create competition for official firms. On the other hand, at least two-thirds of the income earned in the shadow economy is immediately spent in the official economy, thus having a positive effect on the official economy.

Size and development of the shadow economies of 157 worldwide countries: Updated and new measures from 1999 to 2013 

by Mai Hassan* and Friedrich Schneider**

Abstract: This paper is a first attempt to study the size and development of the shadow economies of 157 countries between 1999 and 2013. Using a MIMIC model, we find that higher tax and regulatory burden, unemployment and self-employment rates are drivers of the shadow economy, meaning that an increase in these causal variables increases the shadow economy. Our result also confirms previous findings of Friedrich Schneider, Andreas Buehn and Claudia Montenegro (2010). The estimated average of informality of 157 countries around the world, including developing, eastern European, central Asian and high income OECD countries averaged over 1999 to 2013 is 33.77% of official GDP. A critical discussion about the size of these macro-estimates comes to the conclusion that most likely the “true” shadow economy of these countries is only 69% of their estimated macro-MIMIC-values. 

Key words: shadow economies of 157 countries, quality of institutions, tax burden, MIMIC model 
JEL-Classification: C51, C82, E26, E41, H11, H26 
SizeShadEc157countries_102016_kh.doc 04.10.2016 Revised Version 
* Center of Near and Middle Eastern Studies (CNMS), Department of Middle East Economics, Deutschhausstraße 12, 35032, Marburg, Germany. Email: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра. ** Prof. Dr. Friedrich Schneider, Department of Economics, Johannes Kepler University of Linz, A-4040 Linz-Auhof, Tel.: 0043-732-2468-7340, Fax: 0043-732-2468-7341, E-mail: Этот адрес электронной почты защищён от спам-ботов. У вас должен быть включен JavaScript для просмотра.http://www.econ.jku.at/schneider/

1. Introduction 
Many studies have investigated the dynamic nature of the shadow economy, yet there is no unified definition of the shadow economy. Generally, the shadow economy is known by different names such as the hidden, grey, black or informal economy. All these synonyms refer to some type of shadow economic activities. The shadow economy includes all economic activities that are deliberately hidden from official authorities for various reasons. These vary from being monetary, to regulatory, to institutional reasons. Monetary reasons include avoiding paying taxes and/or social security contributions, regulatory reasons include avoiding governmental bureaucracy or the burden of regulatory framework, while institutional reasons include corruption, low quality of political institutions and weak rule of law. 
Given the purpose of our study, the shadow economy reflects mostly the legal economic and productive activities that, if recorded, would contribute to national GDP. Therefore, the definition of the shadow economy in our study tries to avoid illegal or criminal activities, do-it-yourself, charitable or household activities.1 Whether we succeed in doing this is an open question, because the traditional drivers of a shadow economy (e.g. tax and regulatory burden, unemployment, etc.) are quite often also responsible for some crime activities (e.g. smuggling) and do-it-yourself actions. Although the shadow economy is unobserved and it is very challenging to reach a unified definition, it is important to define the shadow economy in view of the current study in order to correctly model the unobserved economy by including variables that lead to and reflect the existence of the shadow economy. As our goal is to estimate the size of the shadow economy in a roughly comparable way over countries, we focus mainly on the major macroeconomic variables that affect individuals’ motivation to participate in market-based informal activities. 
The existence of the shadow economy in a country leads to diverse effects that influence the official economic and social life of the country. The shadow economy creates inefficiencies in the labor market, is a source of resource allocation distortions, leads to biases in official indicators such as an upward bias in the unemployment rate, and/or creates a vicious cycle of continuous increases in the tax base. However, the shadow economy is not necessarily seen as a foe to the overall economy. Individuals spend income earned in the shadow economy later in the formal economy, leading to stimulating effects. For instance, two thirds of the income earned in the shadow economy is later spent in the formal economy (Schneider and Enste, 2002, Schneider, 2010, Williams and Schneider, 2016). In developing countries, companies are able to either buy or manufacture secondary inputs in the shadow economy which then helps the overall economy by creating some jobs that would otherwise would be not be available. Also, individuals can buy cheaper goods or services from the shadow economy. Last but not least, the shadow economy is a safe harbor in times of turmoil and recession, acting like an employer of last resort. 
The purpose of our study is twofold: First, to estimate the size of the shadow economy of 157 countries all over the world measured as a percentage of GDP by using a MIMIC model from 1999 
1 Of course, we are aware that there are overlapping areas, like prostitution, illegal construction firms, compare e.g. Williams and Schneider (2016). 

to 2013. Second, a critical discussion about the size of the macro-estimates of these shadow economies follows, suggesting a correction factor in order to reach the “true” size. To our knowledge this has not been done before. 
Our paper is organized as follows: In section 2, the MIMIC model as well as the theoretical background of the exogenous variables is explained. The MIMIC estimation of the size of the shadow economy is shown in section 3. Section 4 shows the results and implications including a critical discussion about the size of the shadow economy from these macro-estimates. Finally, section 5 concludes.

Lomsadze, Dmitry G. y Boldyrikhin, Alexander A. Tax morale in the European Union. Rev. Europa del Este Unida. Num. 4. Julio-Diciembre (2017), ISSN 0719-7284, pp. 80 - 87.

Читать полный текст статьи в формате PDF:

http://www.europadelesteunida.com/gallery/8%20oficial%20articulo%202017%20julio%20dic%202017%20europa%20del%20este%20unida.pdf

Статья в Российской газете за 19.03.2019 г. Интервью с ректором ВГУ Д.А. Ендовицким о выходе совместной монографии.

Читать полный текст в формате PDF:

http://www.ir.vsu.ru/shexp/images/2019/Article_Russian_Newspaper.pdf

Большая часть российской теневой экономики – это вынужденная деятельность населения, направленная на самозанятость и самовыживание в условиях, когда государство не может удовлетворить элементарные потребности людей

Тема борьбы с коррупцией становится сегодня очень популярной, даже модной. Она широко освещается в печатных СМИ, на ТВ, в Интернете. Российской властью выдвигаются различные проекты по усилению противодействия коррупции как на законодательном уровне, так и в самой правоприменительной практике деятельности органов государственного контроля и управления. Цель этих мер очевидна – необходимо радикально снизить уровень коррупционности страны и тем самым обеспечить устойчивое и долгосрочное привлечение иностранного, да и собственного, бизнеса к масштабным инвестициям в реальный сектор национальной экономики России, в ее модернизацию.

Вопрос о коррупции в России - тема бездонная и безвременная. Всегда будет к месту о ней поговорить. Одно из наиболее ранних и, на мой взгляд, наиболее точных определений этому явлению дал Николо Макиавелли в своем сочинении «Государь» еще в 1513 году: «Коррупция – это использование публичных возможностей в частных интересах».

Тема эта вовсе не так проста, как кажется, если к ней подходить с научной, а не только публицистической точки зрения.

Полный текст: http://communa.ru/ekonomika/mnenie_uchyenogo-_ekonomika_iz_parallelnoy_realnosti/

На сегодняшний день можно говорить о том, что трансформационные процессы перехода к цивилизованному рынку (так называемые модели переходной экономики), свойственные как всем бывшим социалистическим странам Европы, ранее входящим в экономическую группировку стран Совета Экономической Взаимопомощи (СЭВ), так и России и странам СНГ, до сих пор не в полной мере завершены. Подтверждением этого является недостаточный уровень развития конкурентоспособных базовых рыночных и общественных институтов, цивилизованных рыночных отношений, проявляющих себя в значительной доле теневого сектора в общем объеме их национальных экономик.

(Панорама. Научные труды Факультета международных отношений ВГУ. - 2017. - Т. XXVIII. ISSN 2226-5341. C. 21 - 27)

Читать полный текст в PDF: http://ir.vsu.ru/periodicals/pdf/panorama/panorama2017_3.pdf

Видеосюжет Euronews с участием известного эксперта в области изучения теневой экономики, проф. Ф. Шнайдера.

Смотреть онлайн: http://ru.euronews.com/2015/11/23/shining-a-light-on-europe-s-shadow-economy

Д.Г.Ломсадзе является постоянно действующим экспертом-консультантом по вопросам российской и региональной экономики в медийном проекте "Давыдов.Индекс". 

«Давыдов. Индекс» — еженедельная передача на РБК ТВ, посвященная анализу и сопоставлению социальных, экономических и политических процессов, проходящих в российских регионах, изучению инвестиционной, бюджетной политики регионов и механизму взаимодействия власти и бизнеса, а также оценке адекватности мест регионов в различных рейтингах.

Читать текст онлайн:
http://davydov.in/region/ekonomika/dmitrij-lomsadze-po-faktu-proizoshlo-priznanie-togo-chto-est-bolshaya-dolya-sredstv-i-resursov-v-sektore-tenevoj-ekonomiki/

Темы рефератов дисциплины  «Теневая экономика» для бакалавров регионоведения, обучающихся по  направлению  «Европейские исследования».

  1. Наркопреступность в странах ЕС и методы борьба с ней.
  2. Киберпрреступность в странах ЕС и методы борьбы с ней.
  3. Оффшорные центры Европы.
  4. Опыт ЕС по борьбе с контрабандой и контрафактной продукцией.
  5. Налоговые преступления в странах ЕС: правовой подход.
  6. Особенности коррупции в отдельных странах ЕС.
  7. Теневой рынок труда в странах ЕС.
  8. Особенности контроля за оборотом табачной и алкогольной продукции в странах ЕС.
  9.  Особенности трудовой и налоговой культуры в странах ЕС.
  10.  Нелегальная миграция и теневые рынки труда в странах ЕС.
  11. Теневая экономика в странах Восточной Европы (бывших социалистических странах).
  12. Криминальная экономика в странах ЕС и методы борьбы с ней.
  13. Роль институтов гражданского общества (НКО, церкви, СМИ) в   преодолении проблем теневой экономики.
  14. Особенности теневой экономики странах ЕС (на примере страны).
  15. Методы оценки масштабов теневой экономики в странах ЕС.

Научный руководитель _________________ доц. Ломсадзе Д.Г. 

Андриевская А.А. Курсовая работа: Современные проблемы взаимоотношений ЕС с мировыми оффшорными центрами

Читать полный текст в формате PDF:

http://ir.vsu.ru/shexp/images/2017/doc/Shortcode/Materials-doc/29.03.17/Term%20Paper%20-%20Andrievskaya.pdf

Download Now - Скачать

Имя файла: Методический материал. Определение теневой экономики.

13320 538
Download Now - Скачать

Имя файла: Ломсадзе, Удовиченко - Институциональный подход к теневой экономике

6610 578
Download Now - Скачать

Имя файла: Плеханова - Теневая экономика ЕС

6611 3773
Download Now - Скачать

Имя файла: Hasan and Schneider, Size and development of the shadow economies of 157 worldwide countries

13321 538

Европейская Комиссия оказывает исключительно финансовую поддержку в рамках настоящего проекта и не несет никакой ответственности за мнения авторов и содержание публикуемых материалов и исследований.

Mod_Nextend_Sider_top_vody_3_log_SHEXP

smartslider3[2]

Shadow economy is an inevitable part of any economic system in the world. It exists everywhere and governments have always been trying to understand the mechanisms of its functionality, to avoid its spreading deeper into the economic structures of countries, but it seems that different results have been achieved in different regions.

Russia is well-known as one of the young market countries with a largest share of shadow economy at the same time. Especially after the collapse of the Soviet Union the level of shadow economy in the newly emerged capitalistic Russia rocketed immediately. Russian government has been trying to cope with the situation with legislative measures, so far achieving quite formal results, not influencing the general situation on the large scale, bringing a serious menace to lose the credibility of our external economic partners. Business communities encounter lots of obstacles during their set up and development processes due to the large stake of shadow economy principles.

Most discussions on the subject offer little alternative to the current situation. It is logic and useful to adopt the experience of the European Union in the area of overcoming shadow economy problems.

The strategic aims of the project are to contribute to development of mutual understanding between the EU and Russian academic and business societies, to overcome difficulties and contradictions in perception of each other’s experience, to develop intercultural communications and comparative evaluation of similarities and differences of views from European and Russian experts in the field of shadow economy, and to foster the constructive dialogue between the academic world, business community and policy-makers.

Main project objective: development and introduction into the educational process of a Russian HEI (University) of a special teaching module that would allow the future professionals to form the knowledge about forms, mechanisms, character and levels of internal/external threats from the shadow economy sector in Russia, as well as about the possibilities of application in Russia of basic principles and fundamentals of European policy of effective countermeasures against shadow economy, based on the studies of practical EU experience.

1111

Download Now

Имя файла: 22

1988 766